Раннее детство — это период не только активного развития мозга, но и его высокой уязвимости. Формирование речи, познания, моторики, эмоциональных реакций и социальных навыков быстрее всего происходит в первые годы жизни ребенка. Эти способности развиваются в тесной взаимосвязи друг с другом. Например, по мере того, как ребенок учится видеть и познавать мир, он будет все чаще тянуться к предметам и играть с ними, тем самым развивая моторику и координацию. Для нормального развития малыша важны: здоровая функция центральной нервной системы и органов чувств, физическое здоровье и благоприятное социальное окружение.
Нарушения развития из-за дисфункции центральной нервной системы могут возникнуть в любой момент и без лечения обычно сохраняются на протяжении всей жизни человека. И большинство из них характеризуются задержкой достижения определенных этапов в развитии. Отклонения замедляют усвоение новой информации, обучение, приводят к сложностям в общении и адаптации в социуме, у ребенка могут возникнуть трудности с передвижением, интеллектом, психикой или поведением.
Если ребенок попадает в группу риска, то очень важно действовать быстро и не тянуть с походом к врачу. Наличие отклонений — это не приговор для семьи. Своевременная диагностика и лечение могут предотвратить развитие очень тяжелой патологии или улучшить состояние, а могут полностью восстановить здоровую функцию, и малыш будет развиваться наравне со сверстниками или даже опередит их.
Большинство нарушений могут быть вызваны сложным сочетанием сразу нескольких факторов риска:
- Травмы;
- Инфекции у матери во время беременности (сифилис, токсоплазмоз, герпес, краснуха) или у ребенка в очень раннем возрасте;
- Генетика;
- Разный резус-фактор у матери и ребенка;
- Здоровье и поведение матери (например, курение , употребление алкоголя и наркотиков, избыточный вес, гипертоническая болезнь, эпилепсия, сахарный диабет, анемия, пороки сердца и т.д) во время беременности;
- Осложнения во время родов, гипоксия плода и пребывание на искусственной вентиляции легких, низкий или избыточный вес при рождении, преждевременные роды, тазовое предлежание плода, многоплодная беременность и другое;
- Воздействие на мать или ребенка высоких уровней токсинов окружающей среды;
- Дети, у которых есть брат или сестра с расстройством аутистического спектра, подвергаются более высокому риску развития аутизма;
- Невылеченная желтуха у новорожденного (высокий уровень билирубина в крови в течение первых нескольких дней после рождения) может вызвать повреждение головного мозга, которое способно привести к церебральному параличу, проблемам со слухом и зрением.
В результате дети могут столкнуться с такими состояниями, как:
- СДВГ;
- Расстройства аутистического спектра;
- Детский церебральный паралич (ДЦП);
- Потеря слуха;
- Нарушение интеллекта;
- Неспособность к обучению;
- Ухудшение зрения;
- Коммуникативные расстройства;
- Двигательные расстройства и другие задержки развития.
Тот момент, когда нарушения у ребенка становятся заметными, зависит от типа расстройства. Некоторые из них можно обнаружить на ранних стадиях посредством скрининга во время беременности. Другие, например, проблемы с речью часто становятся очевидными в возрасте двух или трех лет. Первые признаки двигательных отклонений могут появиться в возрасте от трех до пяти лет. Трудности с чтением, письмом и математикой, как правило, проявляются в первые несколько месяцев обучения в школе и зачастую диагностируются во втором классе. Нарушения развития у малышей зачастую исчезают через некоторое время, потому что дети проходят через все этапы в своем темпе и могут развиваться немного медленнее, чем другие. Но если у ребенка старше трех лет все еще есть нарушение речи или у ребенка старше пяти лет наблюдаются проблемы с движениями, они, скорее всего, перерастут в отклонение в будущем и без вмешательства специалиста сами никуда не исчезнут.
Профилактика и коррекция нарушений в развитии детей
Если вы или врач заметили отклонения в развитии ребенка, то это повод обратиться к специалистам нижегородского реабилитационного центра “Экзарта” для проведения ранней диагностики и своевременного лечения. Чтобы точно определить, в чем конкретно заключается проблема, есть ли задержка в развитии и какая, и правильно назначить терапию, мы используем комплексную диагностику. Она включает в себя полный неврологический осмотр, оценку анамнеза и всех известных факторов риска, анализ основных рефлексов ребенка, спонтанной моторики и реакций положения. Для нас важно не только выявить, какой фактор риска спровоцировал отклонение, но и начать работу как можно раньше, используя огромные возможности нервной системы. Конечный результат зависит от того, как быстро мы выявим проблему и начнем с ней работать.
Все методики, применяемые в центре медицинской реабилитации “Экзарта” для профилактики и коррекции нарушений в развитии детей, безболезненные и помогают головному мозгу формировать новые нейронные связи, необходимые для здорового функционирования. Войта-терапия активирует нервную систему, частично или полностью восстанавливает правильные схемы движения, улучшает интеллектуальные способности ребенка, навыки речи, у него появляется возможность самостоятельно ходить, стоять, глотать и жевать. Функциональная терапия включает в себя комплекс техник для подготовки мягких тканей и суставов пациента, которые устраняют боль, выравнивают асимметрию тела, формируют нормальные движения. Такая активация нервной системы позволяет специалистам улучшить или восстановить у детей разного возраста функциональные возможности, устранить мышечный дисбаланс, частично или полностью вернуть правильные двигательные стереотипы, базовые навыки нормальной жизнедеятельности, самостоятельность и независимость в повседневной жизни. В дополнение к этим методикам мы подключаем Бобат-терапию, развиваем у ребенка навыки игры и ухода за собой, привычки, соблюдение которых обязательно в быту, обучаем родителей.
Если состояние малыша вызывает у вас беспокойство, обратитесь за консультацией к врачу реабилитационного центра “Экзарта” в Нижнем Новгороде. Наши специалисты обладают высокой квалификацией и большим опытом работы с пациентами с самыми разными состояниями. На первичном приеме малышу проведут комплексную функциональную диагностику, выявят все возможные риски, при необходимости разработают программу реабилитации.