Профилактика нарушений чтения и письма

Первичный прием и диагностика врача

Профилактика нарушений чтения и письма у детей

Каждый ребенок учится и развивается в своем темпе. И пока одни дети готовы идти в первый класс к шести годам, другие осваивают все необходимые для школы навыки только к возрасту восьми лет. Но нередко встречаются ситуации, когда в процессе учебы ребенок отстает в развитии от сверстников, испытывая трудности с чтением и письмом. Такие нарушения могут сильно расстраивать, вызывать чувство неполноценности и приводить к проблемам с учебой, общением с друзьями и поведением. Поэтому, если ваш ребенок не справляется с письмом и чтением, важно понять, как и чем ему можно помочь.

Нарушения чтения

Основные проблемы с чтением возникают, когда детям трудно понять взаимосвязь между звуками и буквами или уловить значение слов и отрывков текста. И даже когда базовые навыки устной речи освоены, могут возникнуть проблемы с:

  • Распознаванием букв и слов;
  • Скоростью и беглостью чтения;
  • Пониманием и запоминанием прочитанного;
  • Анализом текста и выводами.

Наиболее известные типы нарушений чтения — это гиперлексия и дислексия. Ребенок с гиперлексией обладает очень высокой способностью читать еще до того, как ему исполнится 5 лет. Для него увлекателен письменный материал, буквы и цифры. У таких детей отличная зрительная и слуховая память. Они могут без особых усилий вспомнить то, что видят и слышат. Но несмотря на высокие навыки чтения, они плохо понимают прочитанное, повторяя фразы и предложения, не понимая их смысла. Им трудно ответить на вопросы «кто», «что», «почему», «где» и «как». Им также трудно говорить и общаться со сверстниками.

У детей с дислексией ухудшается способность читать. Они могут испытывать сложности с расшифровкой слов и менять их, переставлять буквы местами или путать, додумывать написанное, избегать чтения. Им непросто произносить новые слова и требуется больше времени, чтобы прочитать и понять материал. Пересказ текста и формулирование главной идеи становятся непосильной задачей. Симптомы дислексии часто появляются еще до того, как ребенок пойдет в школу.

Нарушения письма

Письмо, как и чтение, — это сложный навык, включающий зрение, движение и способность обрабатывать информацию. Нарушение каждого из этих аспектов может привести к трудностям с формированием букв, слов и выражением мыслей на бумаге. Нарушение обучения письменной речи у школьников, также называемое дисграфией, может вызвать:

  • Низкую скорость почерка, который требует много усилий;
  • Трудности с изложением мыслей в письменной форме;
  • Плохо организованный и сложный для понимания письменный текст;
  • Проблемы с орфографией, грамматикой и пунктуацией;
  • Почерк, который невозможно прочитать;
  • Проблемы с точным копированием фигур, букв и линий.

Чаще всего дисграфия — это результат нарушения работы нервной системы, которая влияет на мелкую моторику пальчиков и кистей рук, необходимую для письменных навыков. В результате, почерк неправильный, с разными наклонами, прописными и строчными буквами, рукописным и печатным стилем.

Коррекция нарушений письма и чтения в центре “Экзарта”

Профилактика нарушений чтения и письма у детей начинается с самого рождения. Каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные этапы, необходимые для того, чтобы нервная система и опорно-двигательный аппарат созрели для сложной умственной и физической деятельности. В первую очередь, малыш учится правильно держать головку, затем переворачиваться, ползать, вставать и ходить. Далее, до трех лет, организму ребенка нужно развивать крупные мышцы, много двигаться, ползать по разным поверхностям, ему не должна мешать обувь и различные гаджеты. 

Необходимо следить за правильным двигательным и психическим развитием малышей и дошкольников, отставание можно легко пропустить и заметить только тогда, когда они уже стали старше. Поскольку диагностировать нарушения письма и чтения непросто, очень важно, чтобы вашего ребенка проверил и оценил квалифицированный специалист, даже если симптомы вам кажутся очевидными. А те признаки, которые выглядят не связанными с устной и письменной речью, на самом деле, вполне могут трансформироваться в нарушения письма, чтения и внимания в будущем. 

На первичном приеме в центре медицинской реабилитации “Экзарта” в Нижнем Новгороде врач внимательно изучает состояние ребенка, историю болезни, жалобы и документацию, а также подробно отвечает родителям на все вопросы о методиках лечения. Диагностика проблем с устной и письменной речью — это мультидисциплинарный подход. Поэтому в процесс вовлечена целая команда из разных специалистов для выяснения точной причины. Ее поиск начинается с нейропсихологической и функциональной оценки. Дополнительно врач проверяет, насколько детский организм подготовлен к школьной нагрузке. В силу своего возраста и особенностей развития ребенок может быть недостаточно зрелым, чтобы длительное время концентрировать свое внимание на чтении или письме. Если на консультации обнаружено отклонение от нормы, врач подбирает индивидуальную программу реабилитации, которая состоит из комплекса методик, и исключает противопоказания для процедур.

Профилактику и лечение нарушений чтения и письма у детей специалисты проводят с помощью современных европейских методик: нейрологопедии, Войта, функциональной терапии и техник, развивающих крупную моторику. Мы работаем, как с опорно-двигательным аппаратом, в первую очередь, корректируем осанку, шею и проводим профилактику различных мышечных спазмов, которые ведут к пережатию сосудов, напряжению фасций, что может негативно сказаться на зрении. 

Второе направление коррекции нарушений — это работа с нервной системой, которая помогает настроить механизмы регуляции мелкой моторики. Но родителям необходимо помнить, что для правильного и гармоничного развития детям необходима хорошая крупная моторика. Именно она служит основой, на которой строится мелкая. Если маленький ребенок недостаточно двигался, у него может быть плохо развита крупная мускулатура, например, спины, ног, плечей или шеи. Эти мышцы отвечают за движения основных суставов, удерживают тело в правильном положении и являются фундаментом для работы более мелких мышц, относящихся к руке. При слабом мышечном корсете детям тяжело удерживать свой корпус в статическом положении и, одновременно с тем, писать или рисовать, удерживая концентрацию внимания на работе кисти. Поэтому с самого детства ребенку необходимо сначала наработать крупную моторику, чтобы он имел хороший мышечный корсет, на котором построить мелкую моторику будет гораздо легче. Дополнительные занятия в секциях и в нашем центре, ввиду ограниченного времени, не способны полностью восполнить развитие крупной моторики. Позвольте детям много гулять, бегать, прыгать, осваивать различные поверхности. Такой подход станет хорошей профилактикой нарушений навыков письма и проблем с концентрацией внимания в будущем.

Если вы заметили у ребенка трудности с пониманием текста, произношением слов, правописанием и почерком, не помешает пройти обследование. В нижегородском реабилитационном центре “Экзарта” работают специалисты, которые прошли обучение современным методикам у ведущих российских и европейских экспертов Международной академии медицинской реабилитации, и могут оказать квалифицированную помощь в самых разных, даже очень сложных, ситуациях. Записаться на первичный прием в клинику можно по телефону +7 (831) 429 01 15. Помните, что лучшей мерой профилактики нарушений чтения и письма у детей будет периодическое наблюдение у врача, это позволит быстро заметить отклонение и вмешаться на ранних этапах, когда его легче всего исправить.

Дарья
Хотелось бы поделиться впечатлением для тех, кто ещё сомневается стоит ли проходить реабилитацию в медицинском центре "Экзарта".Сначала с дочкой записались на консультацию к Наталье Артуровне, на которой нас тщательно посмотрел от и до замечательный невролог и дал все рекомендации. Далее мы записались на комплекс занятий к Дубровиной Анне Ивановне. Замечательный человек и профессионал своего дела, дочка занималась с удовольствием. Анна Ивановна показала все упражнения, которые мы должны в дальнейшем выполнять дома для лучшего результата. После занятий дочка стала более активная, ушли напряжения, где были, а где нужно было активизировать работу - активизировали. Отличное место и замечательные люди, начиная с администратора. Узнала бы раньше о вас - давно пришли бы к вам)))
04.09.2025
Ксения
Хотела бы оставить отзыв о работе специалиста Любови Старцевой. Я была у неё на занятии с кинезиотерапевтическим тренажером 12.08.2025 года. Любовь проявила себя как внимательный, грамотный и очень аккуратный специалист. На протяжении всего занятия она контролировала мои ощущения и объясняла, какая мышцы или связки должны работать в тот или иной момент. Благодаря отдельным упражнениям удалось прочувствовать даже те мышцы, которые в быту редко задействованы. Благодарю за положительный и новый опыт! Уже порекомендовала обратиться в клинику одной знакомой с межпозвоночной грыжей и буду рекомендовать родным и друзьям.
30.08.2025
Дарья
У нас двое мальчиков-близнецов, 6 лет. В 4 года появились проблемы со звукопроизношением. Работали в логопедом 2 года (результат был, но не в свободной форме общения). О данном центре узнала в прошлом году, долго вынашивала идею приезда, но после консультации неврологов в нашей области (Ярославской) - однозначно было принято решение ехать. Находились на реабилитации в данном центре 5 дней, и узнала о своих детях (о их физическом состоянии, и пробелах) очень много информации. За 5 дней мы добились очень многого, а главное была получена информация как нам работать дальше!!! Низкий поклон за бесценный труд золотым врачам Дьяковой Екатерине Валерьевне, Федориной Наталье Артуровне, Ануфриевой Анастасие Викторовне, Никитину Даниилу Артемовичу, Дубровиной Анне Ивановне. Их руки и знания - это дар. Мы Вас безумно благодарны за Вашу работу ❤❤❤
08.07.2025
Екатерина
Прошли с ребенком очередной курс реабилитационных мероприятий. Благодарны сотрудникам центра за внимательное отношение и конечно же профессионализм.
27.06.2025
Ксения
Были на консультации у Натальи Артуровны, остались очень довольны, врач очень внимательно осмотрела ребенка, дала рекомендации. Так же хотелось бы выразить благодарность центру за акцию в честь дня защиты детей, для нас консультация была бесплатной! Уже записались на курс реабилитации.
26.06.2025
Лайнгер М.Я.

Лечением реабилитацией очень довольна! За короткий срок очень большой прорыв. Их конкретных плюсов могу выделить: супер индивидуальный подход к клиенту и решение именно поставленной задачи; дружелюбие всех сотрудников; отличное техническое оснащение центра; чувствуется высокая квалификация специалистов; комфортная, почти домашняя обстановка; наличие парковочных мест для авто; удобный график работы. Самое главное — реальный видимый результат! Буду всем рекомендовать!

20.01.2025
Денис

Был с ребенком на консультации детского невролога. Могу выделить заинтересованность доктора в пациенте, это проявилось в том, что врач отвечал на все вопросы, которые меня интересовали, достаточно развернуто и понятно. Были даны рекомендации в итоге в ходе консультации. Приняли вовремя, не было задержек по времени. На ресепшене стандартный прием, приветливый. В клинике чисто, не заметил недостатков в чистоте, везде порядок. Клинику выбрал по рекомендации знакомых, посоветовали специалиста нужного.

20.01.2025
Наталья Елистратова

Занимаемся с ребенком в центре второй год. Грамотные специалисты, большое количество методик, которым владеют специалисты, вежливые администраторы, много полезного оборудования. Подобных центров по нижегородской области просто нет, он единственный! Рекомендую!

20.01.2025
Румак Елена

Мы проходили курс реабилитации в центре «Экзарта». Знакомство с центром началось с приема невролога Дьяковой Екатериной. Очень грамотный специалист, чувствуется большой опыт и знания при работе с детьми с ОВЗ. Максиму были рекомендованы 3 занятия в день: Войта, нейрологопедия и Бобат с добавлением занятий на Галилео. График занятий составили очень удобный, так, что ребенок успевал поесть и отдохнуть. Все специалисты: Шевченко М.А. (Войта), нейрологопедия Дубровина А.И. и Кузнецов М.С. (Бобат) сразу нашли подход к сложному ребенку и все занятия проходили в максимально комфортных условиях (изолированный кабинет, оборудование, место для переодевания и т. д.).

О центре «Экзарта» я узнала от врача, который занимался с ребенком в Санкт-Петербурге. В интернете нашла сайт, контакты и отправила заявку. Ответ пришел достаточно быстро. В переписке я получила ответы на все вопросы. Была приятно удивлена, что сразу предложили в аренду жилье в 5 минутах ходьбы от центра, что очень удобно. Обговорив все детали, я получила счет на оплату полного пребывания (реабилитация+жилье) в Нижнем Новгороде. Я довольна всем курсом занятий. Знаю, что после таких методик получаем отложенный результат, но уже сейчас видны улучшения. Более спокойный и продолжительный сон, Максим пытается сам жевать крупную пищу. Заметны и двигательные улучшения. Уверенная стойка на четвереньках и коленках, первые попытки ползти на четвереньках. Очень хотелось бы повторить курс реабилитации, но отпугивает долгая, утомительная дорога. Огромные пожелания руководителям центра — сохранить в полном составе весь коллектив! И конечно же пора расширяться. Тесновато в таких узких коридорах с маленькими (грудного возраста) детьми с тяжелыми формами ДЦП. Огромное спасибо за все.

28.11.2024
Николаева Н.Е

В реабилитационный центр «Экзарта» мы с дочкой приезжали во второй раз. Проходили курс Войта терапии, Бобат, нейрологопедия. Наши специалисты: Шевченко М.А. и Бурмистров С.А. И я от всего сердца благодарна им за ту работу, которую они проделали с дочкой; за ту работу, которую они проделали с дочкой, за комплексный подход к лечению, за желание разобраться в проблеме, найти способы ее решения; при этом очень важно то, что уезжая с курса, мы имеем представления как нам двигаться дальше, в каком направлении, на что делать акцент в развитии моего ребенка. Не могу не отметить и других специалистов центра, а также администраторов. Добрая, радужная обстановка располагает к позитивным мыслям. Мы сдочкой, желаем вам процветания, развития, чтобы все ваши пациенты двигали руками, ходили на ножках, радовали своими победами Вас и своих родителей. Вы делаете хорошее дело! Благодарим Вас!

28.11.2024